Яндекс.Метрика

Артификация первичного конфликта

Артификация первичного конфликта

рефлексивное

Существует[8] и широко распространена стандартная, линейная схема развития конфликтных отношений, представляющая обобщенную (идеализованную) процессуальную структуру конфликта в виде последовательности ряда стадий или фаз, таких как:

  1. возникновение конфликтной ситуации;
  2. осознание ситуации как конфликтной хотя бы одним из ее участников;
  3. конфликтного поведения или взаимодействия;
  4. выхода или разрешения конфликта.

Симптоматично, что при всем разнообразии существующих истолкований содержания понятия «конфликт», способов изучения конфликтных явлений, методологических средств их выделения и описания и предлагаемых теоретических модельных представлений, – в том, что касается динамики развития конфликтов, существует почти полное единодушие.

Можно задаться вопросом, – каков источник происхождения этой динамической схемы, что она изображает и для чего нужна? Она явно не теоретического свойства, в силу многообразия существующих теорий и теоретических моделей, но и на эмпирически оправданную гипотезу о квазиестественном «законе» развития конфликтных отношений она претендовать явно не может. Эмпирическое разнообразие прецедентов конфликтной динамики далеко превосходит разнообразие самих теоретических моделей. Таким образом, есть все основания полагать, что по сути дела эта схема содержит нормативное ядро и выражает не столько сущее в динамике конфликтных отношений, сколько должное в них, а модальность «должного» непосредственным образом указывает на присутствие здесь оргдеятельностного начала.

Другими словами, эта схема ориентирована не столько на теоретическое изображение конфликта как внедеятельностного внешнего объекта в рамках научной теории, сколько на роль объектной схемы оргконфликтного подхода и является по сути дела инструментальной схемой. Как таковая она может быть средством построения конфликтного взаимодействия, средством овладения им. Т.е. должна быть отнесена не столько к внешнему объекту «самому по себе», сколько использована для построения деятельности определенного типа в качестве его латентной программы. Однако эта непроизвольная ориентация выражена в стандартной схеме непоследовательным образом. Она представляет в первом приближении процессуальную структуру первичного, естественного (стихийного) конфликта не вполне корректно. А значит, для того чтобы претендовать на роль объектной схемы оргконфликтного подхода как такового нуждается в переосмыслении и преобразовании.

Мы уже отмечали, что в тех случаях, когда конфликт отождествляется с противодействием как таковым, разделение конфликтов на конструктивные и деструктивные связывается не с текущей, а c будущей ситуацией. Фактически с особенностями фазы или стадии «выхода» из него, «разрешения» конфликта, т.е. с четвертой фазой или стадией стандартной схемы конфликта, сменяющей стадию конфликтного поведения (открытой борьбы, реального противоборства). Другими словами, с характером превращения/преобразования текущей-деструктив­ной ситуации в будущую-конструктивную.

В качестве основных стратегий исхода обычно фигурируют: а) уклонение от участия в конфликте (признание поражения и прекращение одной из сторон противодействия), б) продолжение открытой борьбы с неопределенным результатом и в) торг (переговоры). Причем, уклонение от борьбы или продолжение открытой борьбы считаются, хотя и по разным основаниям, дефициентными способами преодоления конфликта и основной упор делается на третьей стратегии – стратегии ведения переговоров[9].

Еще Л.А.Козер отмечал, что если одни социальные процессы по самой своей сути являются конечными, то другие, такие как конфликты, не имеют в самих себе определенного завершения (см. Козер 2000). Выше, когда речь шла о противопоставлении уличного конфликта (драки) и дуэли, то уже отмечались его спонтанность, ситуативность и незавершенность. Это, по сути дела, характеристики любого конфликта как такового. Условия завершения могут определяться по ходу течения самого конфликта пассивным (естественным) или активным (искусственным) образом.

Пассивное завершение связано с истощением необходимых ресурсов с одной или обеих сторон. Это своего рода механическое завершение конфликта, когда либо одна сторона в результате истощения прекращает свои действия (противодействие), в то время как другая еще способна действовать, либо обе стороны оказываются истощенными и дезактивированными[10]. В тех случаях когда ресурсы оказываются практически неистощимыми или возобнавляемыми с обеих сторон, то и конфликт пассивным образом незавершаем.

Активное завершение конфликта также возможно как в одностороннем, так и двустороннем порядке. В одностороннем порядке активное завершение конфликта отличается от пассивного тем, что одна из сторон прекращает противодействие в результате принятия решения, на основе отрицательной прогностической оценки соотношения затраты/выгода от продолжения противодействия. Другими словами, в одностороннем порядке конфликт завершается действием одной из сторон (то, что обычно и называют признанием поражения). Активное завершение конфликта в двустороннем порядке возможно только через взаимодействие по поводу конфликта – т.е. переговоры.

Переговоры – четвертая фаза (наряду с другими вариантами выхода) в стандартной схеме. Это, как правило, прекращение самого непосредственного противодействия и перевод его в коммуникативно-мыслительный план, план открытого обсуждения участниками своих разногласий и усилий «прямого» согласования своих интересов. Скажем, Р.Фишер и У.Юри характеризуют гарвардский метод «принципиальных переговоров» как состоящий в том, «чтобы решать проблемы на основе их качественных свойств, т.е. исходя из сути дела, а не торговаться по поводу того, на что может пойти или нет каждая из сторон. Этот метод предполагает, что вы стремитесь найти взаимную выгоду там, где только возможно, а там где ваши интересы не совпадают, следует настаивать на таком результате, который был бы обоснован какими-то справедливыми нормами независимо от воли каждой из сторон». (Фишер и Юри 1992, с.19)[11].

А это означает, что стандартная схема конфликта, с включенным в нее переговорным процессом, фактически оказывается нелинейной, дефициентной самой себе, поскольку в ее же рамках вольно или невольно происходит изменение самой изображаемой системы (схематизируемого объекта). Неявно, наряду с «горизонтальной», появляется «вертикальная» составляющая – конфликтное взаимодействие на этом пути обретает второе измерение, связанное с его артификацией[12]. Более того, это означает неявное наличие в хронотопе конфликта, по крайней мере, двух топов – непосредственно-конфликтного и коммуникативно-мыслительного (пространства переговорного процесса).

За счет существования этого последнего топа первичный конфликт (вернее, непосредственное противодействие) в этом случае «замораживается» (на его продолжение накладывается мораторий), а исходная конфликтная ситуация преобразуется в другую (переговорную) ситуацию. Иными словами, оно преобразуется в другое взаимодействие – во взаимодействие по поводу первичного конфликта, который оказывается ассимилированным и включенным (рефлексивно, а его результаты непосредственно) в новый процесс и фактически в новую систему.

Вторая фаза в стандартной динамической схеме развития конфликта – это «осознание ситуации как конфликтной хотя бы одним из ее участников», которая, при «естественном» (стихийном) его развитии, непосредственно переходит в третью фазу «конфликтного поведения или взаимодействия». Но вполне возможно и другое течение событий, когда вместо третьей фазы осуществляется перевод апперципируемого практического взаимодействия (мыследействования) в коммуникативно-мыслительный план, минуя эту третью фазу – то есть до того, как стороны конфликта получат реальный практический опыт конфликтного противоборства и «прочувствуют» его негативные последствия на себе.

Другими словами, переговоры могут быть не только четвертой, но и третьей фазой конфликтного процесса. Тем самым «вертикальная» составляющая как возможность «поднятия» первичного конфликта на другой уровень, должна быть в явном виде внесена в эту схему и после второй фазы.

Для этого необходимо, с одной стороны, чтобы не одна, а обе противодействующие стороны сознавали, что они находятся в ситуации конфликта, т.е. обладали соответствующими конфликтологическими знаниями и компетентностями, позволяющими идентифицировать ситуацию. А, с другой, необходимо, чтобы оба соучастника относились бы к конфликтному противодействию как деструктивному явлению и решили бы вступить в переговоры, чтобы его избежать. Только в этом случае возможно переведение этой ситуации из непосредственной в метаконфликтую, т.е. из конфликтного взаимодействия во взаимодействие по поводу конфликта, а самого непосредственно конфликтного поведения, собственно противоборства, – в форму мыслимого (мыслительного) содержания коммуникации[13].

Таким образом, вторую фазу стандартной схемы можно интерпретировать двояким образом и различать в ней познавательно-констатирующее и программно-действенное содержание в отношении сложившейся конфликтной ситуации.

Чтобы продолжить намеченное рассуждение о возможных преобразованиях исходной стандартной схемы, мы вместо смыслового понятия осознания будем использовать более определенное оргдеятельностное понятие рефлексии. Соответственно два выделенных выше содержания осознания (познавательно-констатирующее и программно-действенное) будут передаваться с помощью различения ретроспективной (Rre) и проспективной (Rpro) рефлексии (Щедровицкий 1974, 2004)[14]. Таким образом, перейдут ли стороны конфликтной ситуации в фазу непосредственного противодействия (конфликтного поведения) или к переговорам (способным в итоге преобразовать сложившуюся конфликтную ситуацию в ситуации конкуренции или сотрудничества), зависит от Rpro-рефлексии [15].

Вторая фаза стандартной схемы после такого переозначения, примет вид выхода в рефлексию (рефлексивную позицию), смысл которой состоит в сознательном присвоении опыта свершившегося события (ретроспективный аспект) и определении исходя из этого опыта контуров события будущего (проспективный аспект)[16].

Вернемся к рассмотренной выше четвертой фазе стандартной схемы в виде выхода из конфликта через переговоры. Вполне очевидно, что такой выход не может быть непосредственным продолжением самого практического противодействия, а требует осознания бесперспективности такого прямого противодействия и совместного принятия решения сторонами конфликта о переходе к переговорам. Тем самым сама четвертая фаза включает в неявном виде два различных процесса – тот, что мы обозначили выше как рефлексивный выход, и собственно переговорный процесс. В рамках этого рефлексивного выхода Rre-рефлексия оценивает опыт реального противодействия, а Rpro-рефлексия переводит прямое противодействие в переговорный процесс. «Работа» этого рефлексивного механизма ничем не отличается от его работы в качестве второй фазы стандартной схемы[17], а значит есть все основания «разделить» четвертую фазу по крайней мере на две – рефлексивного выхода и реального выхода с его альтернативными стратегиями (собственно переговорный процесс, капитуляция одной из сторон, продолжение конфликтного противодействия).

Нетрудно заметить, что механизм рефлексивного выхода играет двойную роль. Во-первых, маркирует и расчленяет единый процесс на вполне определенные составляющие, придает ему ту или иную (искусственную) организацию. Во-вторых, выполняет роль своего рода «переключателя», направляющего дальнейшее течение процесса в то или иное русло. Тем самым, введение в стандартную схему фаз рефлексивного выхода выступает как способ и результат ее превращения из квазиестественной в оргдеятельностную. Если довести этот принцип до логического конца, то фазы рефлексивного выхода с оргдеятельностной точки зрения должны выступать в качестве основных разделительных, и вместе с тем соединительных, звеньев конфликта как процесса. Они же, естественно, должны отмечать и начало и конец этого процесса. Таким образом стандартная, 4-х фазная линейная схема развития конфликтных отношений за счет этой процедуры превращается по крайней мере в семи-фазную:

  1. предконфликтный рефлексивный выход;
  2. возникновение конфликтной ситуации;
  3. 1-ый внутриконфликтный рефлексивный выход;
  4. конфликтное поведения (взаимодействие);
  5. 2-ой внутриконфликтный рефлексивный выход;
  6. выход или разрешение конфликта;
  7. постконфликтный рефлексивный выход.

Достаточно очевидно, что подобное преобразование стандартной схемы порождает в хронотопе конфликта еще один топ, – пространство рефлексивных состояний, – соединяющий топ непосредственного противодействия с коммуникативно-мыслительным пространством переговорного процесса. Тем самым такая схема представляет сам процесс конфликта в виде «движения» в каждом их подобных пространств (топов) в соответствии с «логикой» их внутренней организации и возможных переходов между ними[18].

Хотя мы, на первый взгляд, ввели в схему «предконфликтный» и «постконфликтный» рефлексивные выходы из чисто логических (формальных) соображений, это далеко не так – у них есть вполне определенная содержательная интерпретация. Это ведь своего рода имманентные пограничные маркеры самого конфликта, способные выделять его как особое социокультурное явление актуально в результате самоопределения, а не задним числом в чисто познавательном залоге. Причем, выделяют они его с помощью Rpro-предконфликтной и Rre-постконфликтной рефлексии: один раз, как только прогнозно-про­грам­мное содержание, а другой раз как еще и реальное бытие, оказавшееся к этому первичному содержанию в определенном (рефлектируемом) отношении.

«Предконфликтный» и «постконфликтный» рефлексивные выходы отличаются лишь по отношению к конкретному событию-конфликту и в отличие от первого и второго внутренних являются выходами внешними[19].

Именно «внешние» рефлексивные выходы в исходно непрерывных процессах деятельности и жизнедеятельности выделяют те или иные их события/ситуации как таковые. Они являются средствами артификации, овладения собственной деятельностью/жизнедеятельностью – маркируют те или иные события/ситуации и позволяют «переключать(ся)» с одних на другие. Rre-рефлексия завершает и аккумулирует опыт предыдущего события/ситуации (в пределе, всех предыдущих), а Rpro-рефлексия предопределяет последующие (в пределе, все последующие).

В частности, это означает, что если в рамках предконфликтного рефлексивного выхода Rre-реф­лек­сия оценивает предыдущее событие/ситуацию как предконфликтные, то Rpro-рефлексия в качестве «переключателя» либо «дает добро» на дальнейшее развитие конфликта, либо позволяет «выйти» из предконфликтной ситуации непосредственно в переговорное пространство. Это означает: миновать 1-ю фазу «возникновения конфликтной ситуации», «обойти» первичный конфликт (непосредственное противодействие) как таковой20. Именно этот тип рефлексии «ответственен» за организацию инициативных, сознательно планируемых конфликтов как средств достижение тех или иных целей мысле- и жизне-деятельности.

Каков смысл подобного преобразования стандартной схемы и во что она в результате преобразована? В частности, осмысленно ли утверждать, что она более адекватно представляет конфликт как таковой? Хотя последнее суждение, на наш взгляд, и оправдано, но основной ее смысл все-таки в другом. Мы старались перестроить процессуальную схему конфликта как объекта (теории) в объектную схему (подхода), позволяющую участникам конфликта овладевать этим видом противодействия. Другими словами, превратить ее из частично познавательно ориентированной – в схему самоорганизации деятельности конфликтного типа за счет последовательного введения в нее рефлексивно-управляющих актов.

Для таких схем справедлив известный теоретико-деятельностный принцип: она будет достаточно точно изображать некоторое событие, если будет использована как внутреннее средство его (само)организации. И в этом выражается отличие бытия социокультурных объектов от бытия объектов натуральных, и, в частности, установок оргконфликтного подхода от теории конфликта.

_________________

Продолжение
Введение
Оргдеятельностный подход к первичному конфликту
Артификация первичного конфликта
 Коммуникативно-мыслительный план конфликта