На территории градостроительства можно выделить две разные ситуации по степени социальной напряженности и конфликтности.
Первая – относительно устойчивая ситуация, в которой все субъекты градостроительства конструктивно обсуждают с жителями Проект строительства, открыто дискутируют¸ активно работает согласительная комиссия и муниципальное самоуправление, где действуют четкие нормы и правила и все субъекты (инвесторы, представители муниципальной власти, депутаты, проектировщики, экологи, жители, эксперты) их ЗНАЮТ и все действуют в правовом поле.
Для такой, относительно устойчивой ситуации, на территории достаточно открыть информационный центр, выполняющий главную и единственную функцию – ИНФОРМАЦИОННУЮ. В этой ситуации для работы в Информационном центре (ИЦ ) можно привлекать PR — специалистов, рекламщиков, маркетологов для главных задач — информирование жителей о проекте и формирование положительного отношения к проекту.
Вторая – конфликтная ситуация, в которой доминируют протесты жителей, появляются новые требования, муниципальная территория превращается в арену информационной войны, конфликт политизируется, в него включаются общественные движения, то есть происходит эскалация градостроительного конфликта. Протестные группы объединяются на интернет ресурсах и согласовывают свои действия в реальности. ( Протест 1 мая 2013 г.).
В ситуации созревания протестного движения в виртуальном пространстве (интернет) и протестных акций в реальности, информирование жителей недостаточно, как и недостаточно открытие временных (одновременно с рекламой ширпотреба) интернет ресурсов в поддержку градостроительного проекта, которые демонстрируют ту же коммуникативную модель, что и в реальности — отсутствие содержательного диалога и наличие активной рекламы проекта строительства. Кроме того, рекламное информирование градостроительного проекта- раздражает жителей, так как они не желают быть пассивными наблюдателями развития территории. Жители сегодня занимают активную позицию, которая в большей степени носит протестный характер. Одна из причин протестов — это тотальное недоверие к управленческим решениям в градостроительной деятельности. Жители хотят знать, кто помимо представителей органов власти рекламирует градостроительный проект, каков их интерес в этом проекте, какие специалисты работают в информационном центре, каковы их профессиональные компетентности в области градостроительных конфликтов, какое отношение они имеют к той деятельности которую осуществляют. Опасения жителей имеют под собой основания. Информационный центр в этой ситуации должен работать совсем иначе, нежели в стабильной ситуации, это должен быть Информационный центр сопровождения строительства (ИЦСС).
Для этой деятельности должен быть сформирован междисциплинарный коллектив, специалисты которого должны обладать конфликтологической компетентностью, так как им придется выполнять много других функций. Открытие Информационного центра сопровождения строительства (ИЦСС) возможно только при наличии специально подготовленной и конфликтологически оснащенной междисциплинарной группы (социологи, конфликтологи, психологи, экологи и пр.).
Таким образом:
В настоящее время на территориях реализации градостроительных проектов, связанных с развитием дорожно-транспортной инфраструктуры в г. Москве сложилось две ситуации, различные по степени конфликтности и требующие по разному организованной работы специалистов в информационных центрах.
Первая ситуация — относительно стабильная. В этом случае открывается Информационный центр (ИЦ) — основная задача которого информирование, основной упор делается на том, какие плюсы и какое улучшение ожидает жителей/горожан в результате строительства. Такой информационный центр может быть открыт на время подготовки и проведения публичных слушаний. Привлечение PR — компаний и фирм, рекламщиков, маркетологов для главной задачи (информирование жителей о проекте), вполне оправдано.
Однако, Информационные центры, которые сегодня открываются пиарщиками в Москве на территории строительства дорог и развязок, показывают свою малоэффективность а чаще не эффективность по одной главной причине — они не хотят признавать протесты жителей не выполняют главной задачи — организации «обратной связи» и содержательного диалога между экспертами, градостроителями, проектировщиками, властью, жителями и бизнесом. В беседе (Цой Л.Н.) с одним из руководителей ИЦ (который был открыт на Ленинском проспекте), было ясно, что главное для ИЦ — это информирование, что соответствует Градостроительному кодексу РФ и г.Москвы. Подобная работа ИЦ не создана для работы в градостроительном конфликте и этот факт создает вероятность эскалации разрушительных процессов на территории строительства, развитию конфликта вне правового поля, что способствует политизации градостроительного конфликта.
Вторая ситуация — открытый конфликт, протестно-агрессивные акции и политизация градостроительного конфликта. В ситуации отсутствия консенсуса между жителями, экспертами, бизнесом и властью, должны быть специально организованы площадки для диалога и обсуждения генеральных планов, правил землепользования и застройки — это не одноразовые акции по информированию. В этом случае открывается информационный центр сопровождения строительства (ИЦСС), который помимо информирования делает упор на обсуждение рисков, катастроф, опасений, новых возможных проблем — все, что волнует жителей и профессионально-экспертные сообщества. Это публичное пространство, в котором действия лиц, групп и субъектов легитимные и находятся в правовом поле.
Работа ИЦСС начинается с проведения социальной диагностики и конфликтологической экспертизы, с привлечением профессионалов в области практической конфликтологии.
Длительность работы ИЦСС — не ограничивается публичными слушаниями. ИЦСС должен работать до тех пор, пока не будет достигнут относительный консенсус на территории строительства между жителями/проектировщиками, представителями власти и экспертными сообществами, до тех пор пока жители не получат гарантий по безопасности на территории их проживания.
Идеология работы ИЦСС.
Планы реализации документов территориального планирования, подготовка документации по планировке территории применительно к различным элементам планировочной структуры конкретных/соответствующих территорий — эти документы должны быть открытые и публичные, как на стадии их подготовки и согласования, так и на стадии постоянного каждодневного использования, так как они могут и должны периодически дополняться и изменяться, это документы постоянного действия. Потребителями этих документов являются не только (и не столько) административные органы, но и все граждане/жители, все правообладатели недвижимости, у которых к этим документам будет не отвлеченно абстрактный, а вполне конкретный, имущественный и гражданский интерес, в том числе и в части контроля за их исполнением. Документы эти всегда должны быть доступны в сети «Интернет» и в системе информационного обеспечения градостроительной деятельности для экспертного контроля со стороны профессиональных сообществ и общественности. Только в этом случае профессиональные сообщества, как удерживающие социкультурный аспект и профессиональные нормы в деятельности, и жители, во благо которых развивается инфраструктура города, строятся дороги и пр., могут содержательно дополнить социотехнический аспект управленческой деятельности в градостроительстве. Конечно, сегодня становится очевидным, что Градостроительный Кодекс «напрягает» публичную власть в том отношении, что повышается ее ответственность перед избравшими эту власть гражданами за организацию и регулирование градостроительной деятельности. Но именно в этом социальном напряжении появляется возможность формирования доверия в обществе между гражданами/жителями, властью, экспертно-профессиональными сообществами и бизнесом/инвесторами.
Первый этап: организация экспозиции проекта и информирование жителей.
Какие документы необходимы для первичного ознакомления с градостроительным проектом
Принципы информирования жителей при реализации градостроительных проектов
Информационный центр на территории градостроительного конфликта: две модели и две программы работы
Второй этап: проведение собрания по обсуждению проекта.
Сценирование публичных слушаний в ситуации градостроителдьного конфликта.
Презентация градостроительного проекта
Публичные слушания по проектам градостроительной документации
Третий этап: сбор предложений и замечаний в проект после собрания.
Форма заявления в суд, в случае нарушения ГК о порядке организации и проведения публичных слушаний.
Пример из практики обращения жителей в московский суд. Апелляционное определение
1. Аналитический материал о том, что представляют собой публичные слушания.
2. Методический материал для каждого этапа публичных слушаний.
3. Экспертное заключение Глазычева В.Л. о градостроительном кодексе РФ
4. Заключение Института экономики города на проект Федерального закона о ГК РФ