В обществе всегда есть люди, которые рвутся вперед, в завтрашний день. Их не устраивает текущее положение дел, они выдвигают новые идеи, разрушая устои и прочные основы мироздания. Какие люди реально создают переворот в обществе, производят трансформации и изменения, развивая и внедряя новшества?
Кто такой инноватор? Этот вопрос интересовал и интересует философов, психологов, социологов, историков, культурологов, художников, политиков и многих исследователей. Инноватор — это центральная фигура всех преобразований в обществе. Он не дает людям покоя, является источником инновационных конфликтов и готов на многое ради воплощения идеи в жизнь.
Известно, что практически любое новшество ведет к малым или большим изменениям в обществе, оно вынуждает прощаться с привычным укладом жизни, а также связано с риском, потерей спокойствия и преимуществ кого-либо. Соответственно, инноваторы ― это, с одной стороны, опасные люди, они часто всем недовольны, испытывают проблемы во взаимоотношениях с группой, конфликтны и неуживчивы, с другой — без них многие процессы в производстве консервируются и не позволяют обществу развиваться.
Согласно концепции «маргинального человека», инновации способствуют появлению социально-психологических аутсайдеров, находящихся на периферии и мало влияющих на положение дел в группе, организации, обществе.
В теории «периферийных групп» утверждается, что члены таких групп не чувствуют себя связанными с традиционными общественными структурами и легко идут на различные изменения. Согласно теории неудовлетворенности, человек только тогда идет на нововведения, когда он с их помощью надеется удовлетворить свои потребности.
И действительно, люди, не страдающие фобией по отношению к новому, в какой-то мере асоциальны, несколько не соответствуют образу среднего социального человека, поскольку нестандартны (быть социализированным = быть стандартным). Большинство тех, кто выступает в жизни как «агент» и «проводник» нововведений, ― это люди, как правило, творческие, у которых есть стратегическое видение ситуации. За счет своей энергетики, сильной воли и веры в идеи им удается «вписать» задуманное новшество в социальную систему, преодолев и разрешив все острые моменты инновационного процесса, несмотря на конфликты и сопротивление окружающих.
В начале XVI века художник Альбрехт Дюрер написал картину «Четыре апостола». Образы апостолов раскрывают особенности характера инноватора на разных этапах реализации идеи: от процесса зарождения до материального воплощения. В картине воплощены четыре характера-темперамента в лице святых — Иоанна, Петра, Павла и Марка, объединенных общим гуманистическим идеалом независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину. Картина написана в период, когда христианская церковь переживала трудный период. На сцену вышел протестантизм (нововведение) и в короткое время завоевал огромную популярность. Таким образом Дюрер делает попытку посредством написания картины призвать людей послушать предостережение четырех людей и положить конец распрям, вернувшись к истокам христианской веры. По дюреровской картине можно проследить иерархию темпераментов, которые подчинялись влиянию небесных светил и означали склонность и способности человека к тем или иным занятиям.
Первая фигура — духовный лидер, идейный вдохновитель. Идея связана с теми будущими благами, которые ожидает общество или даже человечество: счастье, благополучие, мир и т. д. Это привлекает или не привлекает людей. Появляются сторонники и противники. Некоторые говорят: «Да, эта идея хорошая, давайте объединимся». Лицо апостола Иоанна воодушевлено, он думает обо всем человечестве, исходит из самых лучших побуждений, борется со злом и недоволен тем, что творится вокруг, высказывает (излагает) свою идею, не думая ни о какой выгоде для себя. Молодой и спокойный Иоанн отображает темперамент сангвинический;
Вторая фигура — методист. Он сравнивает, вычленяет плюсы и минусы новой идеи, выгоды и риски для конкретного человека, а может, для группы, организации, общества или человечества. Иногда новое — всего лишь иной взгляд на ситуацию. Функция Петра — выявить, действительно ли эта идея новая, а если да, то для кого? Что она может дать? Уровни нового разные: это может быть нечто новое для конкретного человека, группы, организации, региона, государства, человечества в целом. Методисту предстоит все сопоставить и рассчитать выгоду от идеи.
Вероятно, именно поэтому Петр выглядит старым и усталым, суровым: он уже ощущает выгоду и подсчитывает еще не существующую прибыль.
Третья фигура — сугубо прагматическая. Ее можно назвать управленцем (менеджером). Именно его олицетворяет апостол Павел. Функция менеджера заключается в том, чтобы найти средства, разработать технологию для реализации идеи и получения прибыли. Он подбирает специалистов, ищет финансы, готовит правовое обеспечение структуры, собирает людей и т. д. — делает все, что необходимо, для того чтобы запустить производственный процесс.
Если методист в целом должен обладать аналитическим складом ума, то менеджер должен быть хорошим организатором и руководителем. Как только появляется реальный продукт, оцененный в обществе, его необходимо защищать, т. к. инновация — вещь хрупкая. Павел — настороженный и немного сомневающийся, поскольку понимает, что без защитника ему не реализовать идею и не «продвинуть» ее в обществе.
На этом этапе инновации появляется четвертая фигура — это политик, вторичный идеолог, который защищает идею на уровне власти, которого символизирует апостол Марк. Власть присоединятся к инновационной идее. Она говорит об идее с трибун, оказывает влияние на формирование общественного мнения. Главное — защитить себя, не упустить собственной выгоды. И чем сильнее политик будет защищать инновацию, тем серьезнее он будет противостоять новым идеям, могущим пошатнуть его устойчивые позиции во власти, тем сложнее будет пробиться другим инновациям. Это связано с тем, что в борьбе за ту идею, на которой был сделан политический капитал, политик будет уничтожать другие, которые еще предстоит реализовывать. Марк будет ярым и жестким врагом другой инновации, т. к. для него это опосредованная борьба с будущим политиком, конкурентом в борьбе за власть. Самым интересным на этом этапе является то, что инновационный процесс превращается в рутинный и инновационность «умирает».
А. Дюрер изобразил на картине своих современников — мятежников, мыслителей и борцов, осознающих свое высшее назначение. Такова диалектика инноваций на разных этапах развития. Вначале идея хороша сама по себе, но затем идет проверка ее жизнеспособности, обеспечивается ее постоянное присутствие в сознании людей, определяется сила ее воздействия — начинается игра, в которой у каждого есть своя роль. Хорошая идея, конечно, дороже золота, однако пользу она принесет только в том случае, если ее удастся реализовать. Иногда новые идеи превращаются в социальные мифы. Многие новые идеи могут восприниматься как ересь, грозящая перевернуть привычный уклад жизни с ног на голову, а потому вызывают яростное сопротивление общества.
Только понимая весь трагизм обновления и стагнации механизма общественного развития, человек может подготовить себя к сложным и мучительным процессам преобразования. Сами же инноваторы являются конфликтогенным фактором, а потому отношение к ним неоднозначное, можно сказать даже неравнодушное: от восхищения до ненависти, если реализация предлагаемых идей может, с одной стороны, стать мощной конкурентоспособной организацией, с другой — поставить под угрозу спокойную жизнь коллектива.
Необходимо отметить, что инноваторы наиболее уязвимы, поскольку, защищая идеи, они разрушают свое здоровье, теряют друзей, вносят сумятицу и раздражение, не дают спокойно жить ни себе, ни другим.
(Из книги Цой Л.Н. «Организационный конфликтменеджмент: 111 вопросов 111 ответов». — М.: Книжный мир, 2007).
Дудченко Вячеслав Сергеевич
Послание идущему Дудченко В.С.
Инновационная методология
Инновационное обучение.
Инновационная игра как метод исследования и развития организации.
Кто такой инноватор?
Трансформация конфликта
Инновации и традиции в подготовке управленческих кадров