Яндекс.Метрика

Инновационное обучение

Инновационное обучение

Дудченко Вячеслав Сергеевич (1940-2007г.г.)
Дудченко Вячеслав Сергеевич (1940-2007)

В.С.Дудченко

 Одна из основных целей этого вида обучения – создание навыка организации собственной деятельности и взаимодействия в условиях высокой степени неопределенности и неэффективности ранее использовавшихся средств и систем.

Для этого учебный курс разворачивается в двух направлениях:

1)      анализируются и декомпозируются старые, неэффективные образцы и стереотипы решения проблем;

2)      предлагаются, синтезируются и апробируются новые, более эффективные образцы и способы деятельности.

Базовой моделью, которая лежит в основе дальнейших разработок, является модель ситуации, понимаемой как некая конфигурация компонентов системы (человека, организации и среды) в данный момент их взаимодействия.

Конфигурация отражает элементарный состав ситуации, способ взаимосвязи, взаимодействия компонентов ситуации и их новые смещенные значения.

Конкретные ситуации, с которыми имеют дело участники обучения, рассматриваются как проблемные, то есть их фиксация означает фиксацию факта затруднения в достижении желаемого.

При фиксации ситуации выделяется ее структура:

  • участники,
  • деятельность,
  • среда,
  • поле взаимодействия,
  • акты действий,
  • связи,
  • значения,
  • границы ситуации.

Категория «ситуация» дает возможность осуществлять обучение посредством репрезентационного моделирования фрагментов человеческой жизнедеятельности, характеризующегося максимальной полнотой и учетом всех значимых для реальной деятельности и обучения факторов.

Решая ситуации в процессе учебной деятельности, участники обучаются решать проблемы, с которыми они сталкиваются в своей профессиональной деятельности.

Одна из задач инновационного обучения – создание у участников ориентации на рефлексивную работу и выработка навыков таких действий – решается за счет обеспечения и организации рефлексивного выхода и работы в рефлексивной позиции.

Операция перехода в рефлексивную позицию и сознательное ее использование как средства мыслительной работы.

Обучение этой операции создает основу для обучения операции перехода в позицию организатора решения проблем.

Для организации решения проблем человек должен овладеть навыками работы по увязыванию действий разных людей, необходимых для решения проблем. При этом он опирается, как минимум, на идеи системного анализа и технологию решения сложных, слабоструктурированных проблем. Основу решения проблем составляет деятельность по созданию соответствующих разрешающих систем.

Операция перехода в позицию социоинженерную. Эта задача решается за счет создания установки на социоинженерное конструирование, то есть на конструирование новых ситуаций и модификацию текущих.

Предложенная модель обучения строится на основе утверждения о том, что человек, овладевший описанными операциями и навыками, значительно повышает свою проблеморазрешительную способность. Умение действовать в ситуациях высокой степени неопределенности повышает и социально-психологическую надежность, конфликтоустойчивость человека и эффективность его деятельности.

Ключевые идеи, позволяющие повысить эффективность обучения при использовании инновационного метода:

  1. Обучение оказывается эффективнее, когда участники решают свои реальные практические проблемы.
  2. Обучение, таким образом, выступает в единстве с творческим решением проблем.
  3. Представление обучения как вида исследовательской деятельности (объединение обучения и исследования) создает дополнительную мотивацию и повышает качество усвоения новых идей и материала.
  4. Эффективное обучение – всегда развитие человека, изменение его взглядов, установок, ценностей, сознания и личности. Истинным знанием можно считать только такое знание, на основании которого человек может производить действия – развивающее обучение.
  5. Техника переинтерпретации, реинтерпретации позволяет осознать, что весь «натуральный» мир дан нам исключительно как интерпретация – рассмотрение той или иной ситуации как содержащей проблему или как содержащую возможность.
  6. Эффективность обучения резко повышается в условиях интенсивного погружения. Отвлечения от текущих дел и в условиях глубокой концентрации.
  7. Все люди талантливы – «Презумпция талантливости».
  8. Построение всей учебной работы от сложного к простому. Приходя в этот мир, ребенок встречает его уже существующим, во всей сложности и противоречивости. И лишь постепенно он учится вычленять в мире простые составляющие.
  9. Этому ходу способствует введение в работу сверхбольших объемов информации. Информация продуцируется большой предварительной подготовкой.
  10. Обучению и развитию участников способствует и процесс интенсивного развития группы.
  11. Отказ от «информационного» подхода, состоящего в том, что, наполняя память человека информацией, мы даем ему знания. Процесс освоения новых областей и средств идет гораздо эффективнее при ориентации на выращивание знаний самим человеком. Материалом, питательной средой выступает вся информация, которая у него есть и с которой он имеет дело в семинаре.
  12. Отказ от последовательности «от знаний к практическим действиям» и признание последовательности «от действия к знаниям» более продуктивной. Это позволяет решить вопрос избирательности и целенаправленности в отборе необходимых для дела знаний, вопрос мотивации в обращении к информации, вопрос одновременности познания, обучения и развития.

Дудченко Вячеслав Сергеевич

Инновационная методология Дудченко В.С.

Инновационное обучение

Инновационная игра как метод исследования и развития организации  

Инновационная игра как форма холистического коучинга

Опыт проектирования и проведения инновационных игр

Онтосинтез как механизм развития человека

Основы инновационного консультирования

Нарушение этических норм в управленческом консультировании

Послание идущему Дудченко В.С.

Трансформация конфликта

Управление будущим: теоретико-методологические проблемы

Конфликтология и конфликты