Яндекс.Метрика

Организационный конфликтменеджмент (ОКМ)

Организационный конфликтменеджмент (ОКМ)

Программа   курса повышения квалификации  

«Организационный конфликт-менеджмент:

технологии управления конфликтами в ситуации развития».

Курс  предназначен  для  руководителей, управленцев, социологов, психологов, преподавателей конфликтологии в вузах,   консультантов по организационному развитию, муниципальных работников, лидеров общественных движений и политических организаций, а также для тех кто ставит перед собой задачу   развития.

 1. Общее описание курса

Курс построен на методологии  социального познания  (Зиновьев  А.А.), на принципах системо-мыследеятельностного подхода (Г.П.Щедровицкий) и   инновационной методологии (В.С.Дудченко), рассматривающих конфликты на трех уровнях организации: деятельность, коммуникация и мышление.

Курс,  как технология и метод, синтезировал в себе следующие направления социоинженерной работы.

1. Идеи системного и ситуационного анализа, учет межличностных конфликтов в ситуации кризиса и развития. (Чикагская школа социологии, польские исследователи  — Ф. Знанецкий и У. Томас).

2. Социальная инноватика, которая как научно-прикладное направление сложилось в нашей стране при осуществлении под руководством профессора Н.И.Лапина исследовательского проекта «Нововведения в организациях» (1978-1985).

3. Технология и  инструментарий «организационного развития» — «исследование действием»  , в ходе реализации которого специалист/исследователь решает жизненно важную задачу (способствует  решению проблем в организации) и, вместе с тем, способствует развитию организации.  (США,  группа К. Левина в 1940-х г. .

4. Идея развития личности через разрешение конфликтов и преодоление возрастных  кризисов. (США — психоаналитик —  К. Хорни,  К.Роджерс,  А.Маслоу,  Э. Эриксон. Австрия — В. Франкл.  В  СССР —   С.Н. Рубинштейн,  Л. С. Выготский, В.Ф.Мерлин, Д.Б.Эльконин, А.Н.Леонтьев,   А.В.Петровский,  Мясищев В.Н., Ильенков Э.В., Щедровицкий Г.П., В.В.Давыдов.)

5. Ряд идей, принципов и подходов, разработанных в 30-е годы XX века в СССР —  в форме деловой игры как  режима  игрового социально-имитационного моделирования (ИСИМ), предназначенного для    подготовки управленческих  кадров.  Первая в СССР  деловая игра  была проведена    в 1931 г. в Ленинградском инженерно-экономическом институте и проведена там же 23 июня 1932 г. Тема игры «Развертывание производства сборочного цеха новопостроенного Лиговского завода пишущих машин в пусковом периоде» (сокращенно — «Пуск цеха».  (Бирштейн М.М.)

6.  Технология  интенсивного обучения иностранным языкам (болгарский ученый — Г. Лозанов, в России — Г.А.Китайгородская и В.В.Петрусинский). как процесс  «психологического погружения» в содержание работы и принцип усвоения информации сверхизбыточными объемами, временно минуя каналы рационального восприятия, осознаваемые в рефлексивном режиме.

7. Идеи и методики социально-психологического тренинга, направленного на повышение восприимчивости человека к различным аспектам межличностного восприятия и взаимодействия (К.Роджерс, в России —  Л.А.Петровская).

8. Конфликт-метод (автор Цой Л.Н.) , как  диагностический  метод актуализации потенциальных конфликтов в организации в рамках инновационного режима обучения.

Авторский курс  Цой Л.Н. —  с 1998 года   апробирован в нескольких московских вузах: ф-т менеджмента и бизнеса НИУ ВШЭ, МПГУ, МГЛУ, ГАУГН Института социологии РАН, на семинарах с управленцами и муниципальными работниками, на семинарах профсоюзными лидерами России и Казахстана — на протяжении 25 лет (с 1998 года).

Главный принцип курса – практическая целенаправленность,  не возможная без  научно-теоретических, методологических и технологических  знаний.  

Процессуальные принципы: 

  • Последовательность. Материал излагается по принципу «от простого к сложному» и «от известного к неизвестному».
  • Оптимальное соотношение уровня доступности материала и уровня знаний слушателей.
  • Содержательно-логическая связь теории с практикой. Эмпирический материал, факты и конкретные конфликтные ситуации, участники курса «берут» из своей жизни и деятельности.

Отзывы управленцев и слушателей курсов с 1998 г.

Отзывы студентов  и магистрантов вузов с 2002 г.

Социологическая школа конфликтологии: что это такое и кому это нужно?

Организационный конфликтменеджмент (ОКМ)

Конфликтменеджмент в конфликтологии

Дудченко Вячеслав Сергеевич

Инновационная методология

Инновационная игра как метод исследования и развития организации

Управление будущим: теоретико-методологические проблемы

 

                                        Программа учебного курса