Программа курса повышения квалификации
«Организационный конфликт-менеджмент:
технологии управления конфликтами в ситуации развития».
1. Общее описание курса
Курс построен на методологии социального познания (Зиновьев А.А.), на принципах системо-мыследеятельностного подхода (Г.П.Щедровицкий) и инновационной методологии (В.С.Дудченко), рассматривающих конфликты на трех уровнях организации: деятельность, коммуникация и мышление.
Курс, как технология и метод, синтезировал в себе следующие направления социоинженерной работы.
1. Идеи системного и ситуационного анализа, учет межличностных конфликтов в ситуации кризиса и развития. (Чикагская школа социологии, польские исследователи — Ф. Знанецкий и У. Томас).
2. Социальная инноватика, которая как научно-прикладное направление сложилось в нашей стране при осуществлении под руководством профессора Н.И.Лапина исследовательского проекта «Нововведения в организациях» (1978-1985).
3. Технология и инструментарий «организационного развития» — «исследование действием» , в ходе реализации которого специалист/исследователь решает жизненно важную задачу (способствует решению проблем в организации) и, вместе с тем, способствует развитию организации. (США, группа К. Левина в 1940-х г. .
4. Идея развития личности через разрешение конфликтов и преодоление возрастных кризисов. (США — психоаналитик — К. Хорни, К.Роджерс, А.Маслоу, Э. Эриксон. Австрия — В. Франкл. В СССР — С.Н. Рубинштейн, Л. С. Выготский, В.Ф.Мерлин, Д.Б.Эльконин, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, Мясищев В.Н., Ильенков Э.В., Щедровицкий Г.П., В.В.Давыдов.)
5. Ряд идей, принципов и подходов, разработанных в 30-е годы XX века в СССР — в форме деловой игры как режима игрового социально-имитационного моделирования (ИСИМ), предназначенного для подготовки управленческих кадров. Первая в СССР деловая игра была проведена в 1931 г. в Ленинградском инженерно-экономическом институте и проведена там же 23 июня 1932 г. Тема игры «Развертывание производства сборочного цеха новопостроенного Лиговского завода пишущих машин в пусковом периоде» (сокращенно — «Пуск цеха». (Бирштейн М.М.)
6. Технология интенсивного обучения иностранным языкам (болгарский ученый — Г. Лозанов, в России — Г.А.Китайгородская и В.В.Петрусинский). как процесс «психологического погружения» в содержание работы и принцип усвоения информации сверхизбыточными объемами, временно минуя каналы рационального восприятия, осознаваемые в рефлексивном режиме.
7. Идеи и методики социально-психологического тренинга, направленного на повышение восприимчивости человека к различным аспектам межличностного восприятия и взаимодействия (К.Роджерс, в России — Л.А.Петровская).
8. Конфликт-метод (автор Цой Л.Н.) , как диагностический метод актуализации потенциальных конфликтов в организации в рамках инновационного режима обучения.
Авторский курс Цой Л.Н. — с 1998 года апробирован в нескольких московских вузах: ф-т менеджмента и бизнеса НИУ ВШЭ, МПГУ, МГЛУ, ГАУГН Института социологии РАН, на семинарах с управленцами и муниципальными работниками, на семинарах профсоюзными лидерами России и Казахстана — на протяжении 25 лет (с 1998 года).
Главный принцип курса – практическая целенаправленность, не возможная без научно-теоретических, методологических и технологических знаний.
Процессуальные принципы:
- Последовательность. Материал излагается по принципу «от простого к сложному» и «от известного к неизвестному».
- Оптимальное соотношение уровня доступности материала и уровня знаний слушателей.
- Содержательно-логическая связь теории с практикой. Эмпирический материал, факты и конкретные конфликтные ситуации, участники курса «берут» из своей жизни и деятельности.
Отзывы управленцев и слушателей курсов с 1998 г.
Отзывы студентов и магистрантов вузов с 2002 г.
Социологическая школа конфликтологии: что это такое и кому это нужно?
Организационный конфликтменеджмент (ОКМ)
Конфликтменеджмент в конфликтологии
Инновационная игра как метод исследования и развития организации
Управление будущим: теоретико-методологические проблемы