ПРОГРАММИРОВАНИЕ И МЕТОДОЛОГИЗАЦИЯ
Мы не будем в рамках данной работы рассматривать проблемы методологизации, этот анализ требует привлечения богатого материала игр. Мы лишь кратко зафиксируем, в чем состоят основные принципы стратегии методологизации. Понимание этих принципов позволяет понять те изменения, которые произошли в позиции ММК в области программирования (сх. 1) и, вместе с тем, дают основания для анализа предыстории этих изменений.
Стратегия методологизации определяет тип воздействия сферы методологии на предметно-профессиональные сферы. Чем характеризуется это воздействие? Прежде всего, это воздействие развития. Во-вторых, это воздействие предполагает учет направлений и возможностей «внутреннего» саморазвития предметно-профессиональных сфер. Функцию методологического воздействия в развитии предметно-профессиональных сфер можно определить как обеспечение новых возможностей развития, недостижимых при условии использования только внутренних возможностей сферы. Основным каналом методологического воздействия являются средства, методы, подходы, формы организации предметно-профессиональной мыследеятельности. Как мы уже отмечали, сегодня важнейшим направлением такого воздействия являются средства распредмечивания и рефлексии.
Теоретическое представление процесса методологизации предполагает использование схем «двумерного» процесса. Мы используем для прорисовки -единицы» этого процесса схему шага развития. На схеме 7 выделены два ортогональных процесса развития: -естественного- (или внутреннего) процесса саморазвития и «искусственно- организуемого процесса методологизации. Характеристики «естественный- и -искусственный» даются при этом из позиции методолога (в верхней части оргтехнической системы). Реальное осуществление процесса методологизации требует от методологии, во-первых, выработки принципиально новых прожектов -будущего» сферы (т. е. таких, которых сфера сама не может иметь как реализуемые прожекты), во-вторых, методологизация требует задания точного представления о реальной ситуации разворачивания процессов саморазвития, в-третьих, она предполагает осуществление ситуативно точного действия в реализации методологических прожектов. Более того, эти прожекты не должны чрезмерно опережать ход естественных процессов в сфере, чтобы быть реализуемыми, чтобы на них могли появиться заказы. Все зги моменты создают новую для методологии ситуацию. С точки зрения таких характеристик процесса методологизации можно сказать, что «квазипрофессиональным продуктом» методологов является развитие. Можно ли представить себе профессионала-кооперанта, обеспечивающего развитие других профессионалов? Можно, если можно представить «заказ на развитие». Но заказы на проведение ОД-игр фактически с самого начала истории их проведения и были заказами на развитие: заказами на обеспечение вывода из проблемной ситуации. Более того, проведение игр с учреждениями и организациями нередко сопровождается повторными заказами на игры и даже заказами на постоянное сотрудничество. Кроме проведения игр и организации методологических семинаров появились даже образцы закрепления такого сотрудничества через создание в учреждениях методологических подразделений, имеющих функции развития.
Типичной областью предметно-профессиональных разработок, требующих методологического обеспечения, являются комплексные НИР. Сегодня комплексные, т. е. многопредметные и многопрофессиональные, НИР не могут проводиться без специального методологического обеспечения. Этот тезис имеет и методологическое обоснование и подтверждается практикой проведения ОД-игр.
Появление у методологии практики методологизации по-новому поставило вопрос о возможности и необходимости собственного сферного оформления методологии.
Какие изменения в области формирования программирования вносит оформление стратегии методологизации для ММК7
(1) Изменяется принципиальная структура самой этой ситуации, что должно быть (с точки зрения норм методологической работы) зафиксировано в изменении базовой схемы (сх. 1) для анализа этой ситуации (см. сх. 8).
(2) Стратегия методологизации а отношении области 2 предполагает учет направлений и возможностей саморазвития всех компонент этой области. Поэтому сферы проектирования и ОРУ являются равноправными участниками работ по «выращиванию» нового типа мыследеятельности (или новой сферы мыследеятельности) программирования. Такая позиция методологии в явном виде выражается в оргроектах и программах ОД-игр, начиная с ОДИ-17 (август 1982 г.). Работы по «выращиванию» программирования должны учесть заказы-требования на программирование ото всех трех сфер. Эти работы должны носить совместный, комплексный характер.
(3) Возможность оформления программирования как типа мыследеятельности или сферы требует развития соответствующих представлений. Начиная с ОДИ-31 (март 1984 г.) в ММК активизированы разработки по методологии сферной организации мыследеятельности, продолжаются разработки системо-мыследеятельного подхода.
(4) Осуществление стратегии методологизации предполагает использование прожективного подхода. Таким подходом не может быть только проектный подход. Такой подход может дать программирование. То есть работа по методологизации области формирования программирования (область 3) сама может стать заказчиком на новое программирование. По отношению к прикладной методологической работе в области 2 программирование в области 3 будет задавать рамку работ и форму их организации.
(5) Принципиальная структура процесса методологизации, изображенная на сх. 8, может быть использована. и для представления процесса методологизации других областей предметно-профессиональной деятельности (не только области программирования). Программирование может стать формой (одной из форм) организации прикладном методологической работы.
Таковы вкратце некоторые принципиальные результаты, полученные в разработках Московского методологического кружка до начала проведения организационно-деятельностных игр. Краткое упоминание об этих результатах было ориентировано на цели анализа предыстории игр и не может дать представление обо всем богатейшем материале по проблемам программирования, полученном в играх, при их подготовке и анализе результатов.
От бытового термина – к понятию.
Опыт формирования сферы проектирования
Первые сопоставления программ и проектов
Схема технологии программирования
Программирование и методологизация
(С. Наумов. Представления о программах и программировании в контексте методологической работы. — Журнал «Кентавр» №1 –1991)
__________
Для философствующих конфликтологов
Конфликтология и конфликт