ПРОГРАММЫ КОМПЛЕКСНЫХ НИР
Значительное влияние на разработки по программированию в ММК оказали работы по проблемам комплексной организации науки /121. Особенно отчетливо связь двух этих направлений проявилась в ОД-играх * по разработке программ комплексных НИР. Интересно, что время подготовки и проведения ОДИ-1 по программированию комплексных НИР в области дизайна (август 1979 г.) совпало со временем оформления результатов работ ММК к Всесоюзному симпозиуму «Комплексный подход к научному поиску» (Свердловск, 1979 г.). Теоретические представления о принципах комплексной организации легли в основу проекта и программы рабочих процессов в игре. Чтобы ответить на вопрос о том, как разрабатывались программы комплексных НИР (или «комплексные программы НИР», «целевые комплексные программы НИР» и т. п.), необходимо было определить, во-первых, что означает сама установка на комплексную организации НИР, во-вторых, в чем состоят проблемы комплексной организации НИР, в-третьих, каково место и назначение программирования в решении этих проблем. Как мы постараемся показать ниже, область организации комплексных научных исследований является сегодня областью взаимодействия сферы науки, сферы ОРУ и сферы методологии. Анализ проблемных ситуаций в этой области позволяет поставить вопрос о связи методологической работы по развитию средств и методов научных исследований с работой по программированию НИР.
Тема комплексирования и комплексной организации к моменту начала игр не была новой для теоретических работ ММК /12/. В этих работах была дана критика профессионального подхода к решению проблем комплексирования и зафиксирован методологический подход к решению этих проблем. Критике подвергалась установка профессионального подхода на комплексирование наук через «синтез знаний» и представлений различных научных дисциплин. В дискуссиях по этим вопросам было показано, что процедуры простой систематизации знаний не обеспечивают комплексности представлений и, тем более, не дают оснований для организации комплексных НИР. Разнообразные попытки «синтеза» знаний основаны, как правило, лишь на языковом принципе синонимии, т. е. приписывания одинаковых значений терминам, употребляемым в разных научных предметах. Результатами такого синтеза являются «склейки» и «синкреты» различного рода, которые несут в себе богатый ситуативный смысл, но полностью теряют определенность объективного содержания отдельных предметных представлений: такие синкреты не имеют объекта, к которому их можно было бы отнести.
Обладает ли профессиональный подход принципиальными возможностями (на уровне средств, методов, базовых представлений) для комплексной соорганизации различных предметно-профессиональных областей? С методологической точки зрения — нет. Этот ответ основан на анализе исходных принципов предметно-профессиональной организации мышления и деятельности. Предметная форма организации «мышления» предполагает выделенность, самодостаточность и четкую ограниченность каждого научного предмета — за счет ограничения типа идеальных объектов, изучаемых в рамках данной дисциплины, ее исходных понятий, средств и методов /б/. Профессионализм предполагает автономность и самодостаточность на уровне деятельности. Образование связей кооперации между деятельностями различного вида лишь опираются на эту самодостаточность и закрепляют ее в устойчиво функционирующих структурах. Поэтому реально установка на комплексирование противостоит предметно-профессиональному подходу: комплексирование должно дать новый тип знаний, не сводимых к механическому синтезу представлений разрозненных дисциплин, а также новую форму организации многопрофессиональной деятельности, не сводимую к форме кооперации на уровне традиционных продуктов обособленных сфер деятельности. Еще точнее будет сказать, что установка на комплексирование обязательно предполагает перестройку традиционных структур предметно-профессиональной деятельности. Комплексность предполагает развитие. С организационной точки зрения это означает, что организации и управлению при проведении комплексных НИР подлежит но только (и даже не столько) сам процесс осуществления НИР, сколько процесс развития средств и методов различных научных дисциплин.
Программирование комплексных НИР — это программирование развития.
Методологический подход к проблемам комплексирования исходит из того положения теории деятельности, что содержание знаний и представлений определяется структурами предметно-профессиональной деятельности и мышления: их средствами и методами, схемами объектов, базовыми понятиями (не терминами!) и т. п. Комплексировать необходимо средства и методы различных наук, а не вырабатываемые ими знания и представления. Подлинная «комплексность знаний» должна основываться на разработке новой схемы объектов НИР («объекта-конфигуратора» /121) и на использовании адекватных этому объекту —«комплексных» — средств, способов работы.
Это означает, что в условиях организации комплексных НИР необходимо проделывать работу по состыковке, соорганизации средств и методов различных предметно-профессиональных областей, а для этого необходимо уметь их «видеть», выделять, технически с ними работать. В современной профессиональной культуре представления о самой профессиональной деятельности отсутствуют, профессиональная и предметная подготовка не обеспечивает способности «видеть» свою деятельность, не дает средств для осуществления адекватной рефлексии /б/ своей деятельности. Поэтому для профессионального подхода проблема комплексной организации НИР есть проблема распредмечивания (по Марксу), т. е. проблема поворота профессионального сознания от предметной, объектной действительности — к действительности своей деятельности. Такой поворот должен быть обеспечен новыми средствами, схемами, новыми онтологиями — деятельностными. С методологической точки зрения решение проблемы распредмечивания определяет для предметно-профессиональных сфер не только возможности решения проблем комплексной организации, но и более широкие перспективы, связанные с возможностью искусственно, целенаправленно решать вопросы развития.
Сегодня единственным источником деятельностных представлений является методология. Поэтому комплексная организация сегодня возможна только при условии освоения и адекватного употребления методологических представлении. Комплексность предполагает методологизацию.
Этот принципиальный вывод получил свое подтверждение и дальнейшее развитие в практике проведения ОДИ. Решение проблемы комплексной организации НИР явилось одной из важнейших линий разработок, ведущих к осознанию стратегии методологизации как принципиальной для сферы методологии, как определяющей ее социо-культурную позицию. К 1983 г. был сформулирован тезис о том, что ОД-игры есть практика методологии. В 1983—84 гг. было зафиксировано, что основным процессом, осуществляемым методологами на этом плацдарме является процесс методологизации предметно-профессиональных сфер.
От бытового термина – к понятию.
Опыт формирования сферы проектирования
Первые сопоставления программ и проектов
Схема технологии программирования
Программы комплексных НИР
Программирование и методологизация
(С. Наумов. Представления о программах и программировании в контексте методологической работы. — Журнал «Кентавр» №1 –1991)
__________
Для философствующих конфликтологов
Конфликтология и конфликты