Яндекс.Метрика

Распад империи и новые экономии жизни

Распад империи и новые экономии жизни

Распад СССРС. К. Сейчас многие говорят о той стремительности, с какой рухнула прежняя система. Поэтому интересно узнать, были ли стремительность распада системы, ядром которой действительно являлась КПСС и ее номенклатура, и этот происшедший в считанные дни обвал, неожиданностью для Вас – неожиданностью, разумеется, не с точки зрения политологического дискурса, а с точки зрения Вашего понимания природы существовавшей в стране власти?

В. П.  Мне представляется, что все поспешные рассуждения о крушении тоталитарной власти, распаде «имперской системы», о том, что на смену этой власти пришла новая власть – демократическая, носят несколько абстрактный и поверхностный характер. На протяжении веков в отечественной истории существовала традиция негативного властвования, которую мы просто не можем оценивать позитивно, поскольку власть всегда представляла собой орудие насилия. И это орудие насилия стало самой властью; из средства превратилось в цель. Ведь что такое тоталитарное государство? Это такая система властных отношений, которая имеет в своей основе, опирается на непрерывное насилие; но эксцессы насилия постепенно стабилизировались и, благодаря автоматически непрерывному действию на общество, приобрели характер нормы. И вот мы оказываемся в ситуации начавшегося распада империи, которая при определенных обстоятельствах может превратиться в ситуацию распада России. Возникает целый ряд вопросов: КПСС действительно уже нет или как бы нет; общество трансформируется, но что происходит с властью в этот переходный период? что изменилось в природе власти, как изменилось и изменилось ли вообще? может ли измениться природа власти в новом политическом режиме или она неизменна? каковы возможности выработки новой глобально национальной стратегии жизни, новой глобальной системы ценностей – экономии жизни? в какой мере власть может поддерживать новые экономии жизни, в какой мере она может стать позитивной?

О какой бы эпохе мы ни говорили, перед нами неизбежно встает вопрос: в каком отношении находятся жизнь и власть? Будет ли власть оставаться властью, осуществляющей стратегию дефицита жизни, терроризирующей или просто инерционно распыляющей, разрушающей весь горизонт природной материи, или она сможет стать креативным началом, в той или иной степени формирующим новую экономию жизни? Здесь важно отметить, что понятие экономии жизни не связано исключительно с экономикой; оно включает в себя экологические, геополитические факторы, факторы личного развития, семьи, ресурсов питания и производства, здравоохранения и т. д.– огромное количество переменных, которые в совокупности и составляют экономию жизни. Сегодня, как мне кажется, общая стратегия экономии жизни никоим образом не строится: идут бесконечные разговоры о приватизации, о рынке, происходит даже реальное продвижение к рынку, который рассматривается в качестве спонтанной, «естественной» машины экономии жизни. Как будто стоит только запустить рынок, и экономия жизни будет сама спонтанно разворачиваться и регулировать всю нашу жизнь. Это не более чем миф; подобного развития событий нигде не было, это совершенно невозможная ситуация. Я бы сказал, что это остаточные явления имперской мифологии.

С. К.  Иными словами, власть, если она меняется, то меняется очень медленно, и в нынешней власти гораздо больше «от прошлого», чем от идеальных демократических моделей, к которым наше общество как будто стремится. Эту власть, видимо, следует анализировать не столько прибегая к таким красочным терминам как «крах», «распад», «обвал», сколько рассматривать ее в контексте определенного типа преемственности.

В. П.  Несомненно. Об этом и идет речь. Фактически и до августа и после августа, когда политической реальностью стал распад империи и появление России как наиболее мощного государства на территории бывшего СССР и правопреемницы Союза, возник вопрос, как удержать власть в переходный период? И, совершенно очевидно, был избран курс преемственности, опоры на старый аппарат, стиль, технику властвования. Это стало возможно потому, что, как мы с вами уже говорили, существуют какие-то общие формы власти, свободные от политической конъюнктуры.

С. К.  Согласен с Вами. Логика их действий вполне укладывается в рамки, скажем так, освоения новым режимом безотносительно к этому режиму существующих, в значительной степени унаследованных технологий власти.

В. П.  Здесь важно понять именно логику и мотивацию действий новой власти. Это в значительной степени логика политических комбинаций. Ее, как и прежде, определяет не экономическая креативность, базирующаяся на стремлении к экономии жизни, а традиционная для наших властных структур политическая реактивность. Более того, власти, существовавшей в нашей стране на протяжении десятилетий, удалось воспитать человека, который мыслит и существует не в категориях экономической креативности, а в пространстве политической реактивности. Большинство наших сограждан не представляют собой автономных, способных к самостоятельному креативному творчеству, к созиданию субъектов. Народ тоже смотрит на свое существование, на свое настоящее и будущее через призму различных политических сценариев…

С. К.  Но, возможно, с переходом к рынку, либерализацией цен, началом приватизации большинству наших граждан придется изменить свою жизненную парадигму, свое мировосприятие и реагировать, прежде всего, на изменение базисных экономических факторов, т. е. осознать свои фундаментальные экономические интересы?

В. П.  Видите ли, наш народ привык на любые изменения экономических реальностей откликаться в привычных формах политической реактивности. Проще говоря, предъявлять определенные требования не к себе, а к государству. Это очень важный момент, так как экономическая креативность включает в себя политическую реактивность, но политическая реактивность никогда не составляет экономии жизни.

Таким образом, хотя прежняя однопартийная система как бы аннулирована и уже вроде бы сложилась другая система власти, но эта система пока сделала ничтожно мало для создания новой экономии жизни. И она отнюдь не стремится форсировать распад старой, тоталитарной, системы. Ведь что такое полный, законченный распад? Это выделение в результате химической реакции на дне колбы абсолютно чистых элементов. Нечто, находящееся в процессе распада, должно делиться до тех пор, пока из его остатков, осколков, осадков уже ни при каких обстоятельствах нельзя будет снова собрать прежнюю структуру, существовавшее ранее целое.

Феномен власти

Машина террора

Распад империи и новые экономии жизни

«Государство без центра»

________________
Политические и геополитические аспекты в контексте конфликтологии

 

Конфликтология  и конфликты