Яндекс.Метрика

Анализ города: социологическая история Ф. Броделя и историческая социология М. Вебера

Анализ города: социологическая история Ф. Броделя и историческая социология М. Вебера

Застройка Нью Йорка
Застройка Нью Йорка

Литвинова Т. А.

                 Город – то место, где все мы живем. Особым образом строим свои судьбы, организуем жизнедеятельность, ставим определенные цели, обусловленные нашими ценностями, убеждениями, стремлениями и желаниями. То есть их возникновение продиктовано особой Городской атмосферой.
Город — это социальный феномен. Он существует независимо от нас, но благодаря нам, влияет на нас – сколько написано и сказано об этом…Город и сильного слабым сделает. В миллионных обиталищах человеческих существ так трудно не потерять себя…
Почему это так, в чем заключается магнетизм Города, что люди как ночные мотыльки летят на его свет, а, долетев, не представляют своего существования вне него, среди сообщества тысяч, а то и миллионов таких же, как они?..
Что такое город как форма организации социальной жизни, без которой современное общество невозможно? Радикальное изменение соотношения городских и сельских жителей в пользу первых, развитие городов, превращение их в города — мегаполисы, преимущественно городская культура современного общества заставляют представителей различных социальных наук проявлять интерес к Городу как социальному феномену.
Таковым является и французский историк Фернан Бродель. В связи с тем, что анализ города Бродель предпринимает в конце 70-х – начале 80-х годов, в его работе отражаются специфические черты исторической науки этого периода. Во второй половине XX века происходит революция в исторической науке: коренным образом пересматривается сущность исторического исследования в связи с «вторжением» других наук о человеке: географии, политической экономии, политологии, антропологии, этнологии, социальной психологии, исследований культуры и, что наиболее существенно, социологии. И Бродель полагает необходимым рассматривать историю человечества в том целостном, многоплановом контексте, который задается подобным взаимопроникновением.1)
В социологии же одной из авторитетнейших работ, посвященных городу, является труд Макса Вебера.
Но при более подробном изучении источников — работы Макса Вебера «Город», а также книг Фернана Броделя «Время мира» и «Что такое Франция?» — обратил на себя внимание тот факт, что к рассмотрению феномена города Вебер и Бродель подходят с разных методологических позиций и что это влияет на содержательную сторону их концепций, влияет на разную расстановку акцентов.
Представляется важным при рассмотрении социологии города М. Вебера сопоставить ее с анализом Броделя. Несмотря на проникновение социологии в историю, направление исследования в этих науках остается принципиально различным.
Основное противопоставление социологии и истории заключается в том, что этим наукам присущи два разных метода, противоположных по своей сути. В неокантианстве их обозначают как номотетический и идеографический.
Первый метод наиболее характерен для естественных наук и нацелен на поиск типичного в изучаемых процессах и явлениях. Второй же метод — специфическая характеристика исторической науки, его суть в нахождении индивидуальных, уникальных свойств. Для социологии же более характерен поиск типичного.
Макс Вебер пытался дать ряд обобщений и понятий для применения к изучению существенных проблем и именно поэтому он вводит в свою методологию категорию идеального типа. Это логическое упрощение тенденций, присущих сложной действительности, выстроенное на основе односторонне избранной социологом точки зрения. Вебер настаивал на том, что научные понятия не в состоянии охватить действительность, ибо она бесконечна и слишком сложна, чтобы человеческий разум мог понять ее полностью.
Любое общественное явление или процесс описывается и объясняется через отклонение от соответствующего идеального типа. Поэтому понятия всегда устанавливаются не как окончательные, исчерпывающие, категорические оценки, а скорее как эвристическое средство, помогающее сравнивать и соизмерять действительность в целях дальнейшего исследования и объяснения. Таким образом, идеальный тип является инструментом познания реальности.
В своей книге «Город» Вебер использует идеально — типический метод анализа. Но своеобразие именно этой веберовской работы в том, что в равной степени способом анализа здесь является и сравнительно — исторический метод. Можно сказать, что в «Городе» сравниваются не столько идеальные типы различных явлений, сколько сами эти явления, причем идеально-типические понятия играют преимущественно ориентирующую роль. Вебер ищет общее в индивидуальном с акцентом на нахождение общих черт различных индивидуальных процессов.
Анализ же Броделя определяет специфика метода исторической науки. Несмотря на проникновение в его работы социологических элементов и терминов, приоритетом является описание индивидуального своеобразия городов, а не типичности. Так, Бродель не строит социальной типологии (классификации) городов. Он пишет: «Сколько городов, столько и социальных формул».2) Или: «Какой город ни возьми, всюду увидишь иное социальное устройство со своими оригинальными чертами, своей судьбой, своей особостью».3) Несмотря на то, что целью своей работы Бродель полагает установление связей, тенденций и повторов, которые делают историю ретроспективной социологией (он даже ссылается на Сартра, полагающего, что «социология — ни что иное, как ступень на пути к историческому обобщению»), в полной мере социологическим его анализ назвать нельзя.
Еще одним важным методологическим различием между Вебером и Броделем являются их установки относительно социальной реальности, вернее, возможности такой надындивидуальной реальности. Вебер — номиналист.
Для нас важно то, что Бродель ориентируется на противоположную стратегию. Казалось бы, исторический метод с его ориентацией на индивидуальное, уникальное должен предрасполагать к номинализму, но можно с уверенностью утверждать, что в объяснении социальной реальности Бродель реалист.
Так, Бродель целью своего анализа города называет выявление тех связей, которые превращают сельские и городские территории в более или менее упорядоченные структуры. Он придерживается точки зрения реалистов, согласно которой сущность объяснения в социальной науке (так же, как и в области естествознания) заключается в раскрытии фундаментальных, зачастую ненаблюдаемых механизмов причинной связи явлений, то есть в определении механизмов «реальных».
Такими невидимыми, ненаблюдаемыми структурами, по Броделю, являются экономические потоки и пространственное распределение. Для него социальные взаимодействия внутри города определяются местом населенного пункта в общей национальной системе поселений.
Город, в первую очередь, конституируется определенным набором внешних факторов, окружающей средой, возникает в определенной «точке пространства». Эта точка характеризуется различной степенью удобства географо-климатического положения, а также различной интенсивностью экономических потоков, через него проходящих. Разнообразие этих показателей и формирует специфические для данного города «социальные формулы».
Социальные и непосредственно экономические взаимодействия являются здесь вторичными. Показательным является утверждение: «Социальные и экономические структуры жизни в том или ином месте постоянно изменяются в зависимости от того, благоприятствует им природная среда или сопротивляется» .
Таким образом, методологические установки Вебера и Броделя отличаются не только в связи со спецификой социологического и исторического анализа, но и из-за противоположных стратегий в объяснении социальной реальности.
Каждый подход дает свои возможности для рассмотрения объекта – феномена города, и позволяет получать свои интересные результаты. Они не противоречат друг другу, они просто рассматривают Город с разных позиций.

________

 1) Ф. Бродель. Что такое Франция? Пространство и история, с.7
 2) Там же, с.57
 3) Там же, с.59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Бродель Ф. Время мира. Т.3. Материалистическая цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. М., 1992.
Бродель Ф., Что такое Франция? Пространство и история. М., 1994.
«Городская экология», «Городской образ жизни», «Реализм» / Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь (The Penguin Dictionary of Sociology). Казань, 1997.С. 62,74,178.
Вебер М. Город. / Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.
Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. М.,1991.
Давыдов Ю.Н. М. Вебер: социология в системе наук о культуре. В кн. История теоретической социологии. Т.2. М., 1998.
Неусыхин А.И. Социологическое исследование М. Вебера о городе./ Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.
Неусыхин А.И. «Эмпирическая социология» Макса Вебера и логика исторической науки./ Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.
Джонсон Т., Дандекер К., Элуорт К. Теоретическая социология: условия фрагментации и единства.// THESIS, 1993, зима, т.1, вып.1.

Остов России (города и муниципальное управление)
Социология архитектуры — какая и для чего?
Двенадцать важнейших для России урбанистических трендов
Философия развития и проблема Города
Социальное пространство
Анализ города: социологическая история Ф.  Броделя и историческая социология М.Вебера
Городская централизация или новая дезурбанизация?
Комплексная профессионально-общественная экспертиза как метод работы в сферах регионального, муниципального и общественного развития
Среда отторжения
Города для жизни
Город как проект
Город как организм
Город как механизм
Город — совокупность событий, а не зданий и горожан
Урбанизация сегодня
Мифы о Москве

Градостроительные конфликты