Яндекс.Метрика

«Будущее» в контексте идеологии социального проектирования и конструирования.

«Будущее» в контексте идеологии социального проектирования и конструирования.

«Будущее» в контексте идеологии социального проектирования и конструирования. 

8. В 1990—2000-е годы во всем мире происходит кризис левой мысли и утопических дискурсов. Но в России на этот общий кризис наложилась отдельная и самостоятельная проблема. Левая мысль и социально-реформистские действия исторически и логически связаны с публичной политикой, осуществляемой не только профессионалами, но в первую очередь общественностью: в ходе демонстраций, митингов, собраний, работы малых групп активистов.

В результате действий советского режима из общественного сознания оказалась в значительной степени вытравлено представление о том, что такая политика может быть успешной; после недолгого возрождения общественной активности в конце 1980-х и начале 1990-х наступило окончательное разочарование, вызванное настроениями социальной демобилизации. На место публичной реформистской политики вновь, как и в начале 1980-х, пришла идеология социального проектирования и конструирования. Восторжествовало представление о том, что такое проектирование может быть только эзотерическим, не публичным, осуществляемым при помощи секретных разработок или аналитических записок, направляемых “на самый верх”. И если при советской власти такое представление было исторически объяснимым, а в некоторых случаях даже и неизбежным, то после краха “старого режима” идеология тайного реформирования и прогрессорского воздействия на общество выродилась в конспирологические мифы о всемогуществе политических технологий, подобные тому, что изложен, пусть и с изрядной долей иронии, в романе В. Пелевина “Generation “П””.

Некоторые ведущие российские политтехнологи происходят из левой по своим убеждениям среды: так, Глеб Павловский был учеником историка-нонконформиста Михаила Гефтера, разрабатывавшего несоветскую версию марксистского подхода к истории78, а Ефим Островский, как уже сказано, был в юности членом Московского комитета новых социалистов. Однако на практике политической идеологией их работы постепенно стал этатизм умеренно-ксенофобского толка: очевидно, среди них распространилось убеждение, что в иных условиях, кроме авторитарного этатистского давления, новую гражданскую нацию для нового государства создать невозможно79. В целом можно предположить, что конструктивистская политтехнология с конспирологическим уклоном заняла и в политической действительности новой России, и в ее общественном сознании ту нишу, которая соответствует левому общественному умонастроению, но во многом противоположна такому умонастроению по своему смыслу.

Братья Стругацкие стояли у истоков этой утопии, но с самого начала рефлексировали ее социально-исторические истоки и в своей деятельности постепенно развенчали и деконструировали ее — в пользу либерально-гуманистического представления об обществе. Герой книги “Отягощенные злом” Георгий Носов доказывает своим ученикам, что “фловеров” (я говорю не о реальных хиппи, а о персонажах романа), несмотря на их асоциальность и бытовой имморализм, не стоит преследовать — хотя бы потому, что разнообразие повышает шансы общества и всего человечества в целом не зайти в эволюционный тупик. Можно соглашаться или не соглашаться с такой “биологизаторской” аргументацией, но мне кажется, что главный поступок Носова — отказ от прогрессорства в пользу публичного этически мотивированного действия (учитель остается в лагере неприязненно относящихся к нему “фловеров”, ожидая приезда группы горожан-погромщиков и милиции) — сегодня выглядит не менее актуальным, чем в году завершения романа — 1988-м.

Начало

  1. О  «будущем»  в СССР: монополия власти.
  2. «Будущее» в советской фантастической литературе
  3. Эпоха «застоя»: борьба за «будущее» в искусстве и неофициальной  публицистике.
  4. Семинары Г.П. Щедровицкого – как мессианское пространство  и  реформаторский пафос преобразования действительности и  конструирование «будущего».
  5. «Будущее» в контексте идеологии прогрессорства
  6. Вестернизированные люди: футурология и идеи модернизации
  7. Применение деятельностного подхода к обществу: «гуманитарные технологи” и “концептуальная элита”
  8. «Будущее»  в контексте идеологии социального проектирования и конструирования
  9. Библиография

 

Опубликовано в журнале:  НЛО» 2007, №88

_____________

Для философствующих конфликтологов

Конфлитология и конфликты