Можно различить:
– индивидуальные тренинги предполагают работу тренера с одним участником и максимально позволяет учесть специфические запросы заказчика. Однако не все навыки, не все проблемы могут быть решены в индивидуальном режиме. Трудно, практически невозможно, например, индивидуально отрабатывать коммуникативные навыки или выполнять упражнения, требующие многосторонней обратной связи. Частный вырожденный случай подобного тренинга является инструктаж, когда тренером–инструктором выдаются только рекомендации к выполнению действия, а его отработка происходит непосредственно на рабочем месте, под контролем обучающего или без него.
– Групповые тренинги. Предполагают обязательное участие нескольких участников. Для разных типов тренингов оптимальное число участником может быть различным. Как правило, обычно число участников составляет от 7 до 40-50 человек. Часто эффект во многих тренингах достигается именно за счёт того, что участники делятся своими ощущениями, чувствами, мыслями, результатами, достижениями, прозрениями, полученными в процессе выполнения упражнений, и каждый участник получает возможность обогатиться за счёт этого, увидеть многообразие решений, существенно расширить собственные представления, как бы прожить много опытов в один фрагмент времени, что позитивно сказывается на его дальнейшем участии в деятельности.
Групповые тренинги в свою очередь можно разделить на корпоративные и открытые.
– Корпоративные тренинги проводятся для сотрудников одной организации. Они призваны совершенствовать деятельность именно этой организации и направлены на решение специфических для данной корпорации задач и проблем.
В свою очередь их можно разделить на обеспечивающие функционирование и обеспечивающие развитие.
Как правило, обеспечивающие функционирование тренинги направлены на освоение всеми сотрудниками, особенно рядовыми, необходимых способов работы, обеспечивают ввод сотрудника в организацию, его скорейшую адаптацию и направлены на совершенствование навыков конкретной работы, освоение им форм и методов работы, соответствующих заданному в данной организации стандарту.
В свою очередь, тренинги, обеспечивающие развитие играют, кроме всего прочего, роль консалтинга, поскольку материалом, на котором отрабатываются навыки, непосредственно или опосредованно, выступают реальные проблемы организации, и в процессе тренинга создаются условия для их позитивного разрешения. Такого рода тренинги позволяют сконцентрировать усилия участников на решении значимой для всех проблемы, способствуют командному сплочению, являются мощным стимулом к реализации изменений, спроектированных в совместной работе, порождают эффекты, связанные со становлением корпоративной культуры, даже если впрямую тренинг этому не посвящён.
– Открытые тренинги предполагают свободное участие всех желающих. Как правило опираются на общие для всех участников ситуации и посвящены выработке общезначимых способностей и навыков. Их достоинством может быть возможность обмена опытом участников из разных деятельностей, многообразие практических ситуаций, расширение кругозора вследствие этого. Участие в открытых тренингах позволяет познакомиться с многими вариантами решения типичных проблем и через это внести усовершенствования в свою деятельность. Также иногда для организации возникает ситуация, когда необходимо обучить всего одного–двух специалистов. Проводить корпоративный тренинг ради этого явно нецелесообразно. В этом случае эффективно направить сотрудника для участия в открытых краткосрочных тренингах, что позволяет во многом минимизировать затраты на организацию и проведение обучающих мероприятий.
Предлагаемый далее курс «Стратегического Менеджмента» может проводиться как в открытом, так и в корпоративном варианте и является в основном мероприятием, обеспечивающим развитие организации.
По типу участников также можно различить тренинги
– Для топ–менеджеров
– Для среднего звена управления
– Для линейных менеджеров
– Для сервисных служб
– Для рядовых исполнителей
– Разностатусные