Можно различить:
– процедурные предполагают заданную траекторию прохождения пути по тренингу, слабо учитывающую особенности участников. Жёсткое управление процессом, четкое задание рамок выполняемых упражнений. Их достоинство это гарантированность получения требуемого результата для вписывающегося в рамки тренинга участника. Если человек не вписывается, его скорее всего удалят с подобного типа тренинга. Позволяют эффективно использовать временные ресурсы. Легко тиражируются. От ведущего требуется хорошо знать стандартные процедуры и способы их осуществления. Поэтому мастерство ведущего здесь играет меньшую роль. Эффективны для постановки стандартизированных навыков и решения типовых задач. Образ КОНВЕЙЕР.
– самоорганизующиеся характеризуются заданием самых общих рамок действий, а акцент внимание переносится в рефлексию происходящего здесь и теперь. Тренер здесь чаще всего выступает фасилитатором процессов, содействует включению в интенсивную работу всех участников тренинга. Невписывание в рамки кого–либо из участников может стать поводом для совместного поиска решения для возникающей в группе проблемной ситуации. Тренинги данного типа более чувствительны к особенностям участников и эффективны при диагностике, при поиске способов коррекции для конкретного случая, когда необходим учёт индивидуальных особенностей участников. Как правило, результативность данного типа тренингов в значительной степени зависит от мастерства ведущего, который зачастую здесь и теперь порождает технику, упражнение и т.п. Характерны для тренингов командообразования, инновационных, креативных, личностного роста и т.п. Их основным недостатком может быть неформализуемость результата, зависание в процессе, негарантируемость достижения цели, трудности в оценке достижений. Образ НЕОЖИДАННЫЕ ПОВОРОТЫ.
– модульные предполагают существование большого набора стандартизированных упражнений, которые предлагаются участникам в зависимости от анализа ситуации, пожеланий участников, выявленных потребностей, уровня подготовки и т.п. Сочетают достоинства двух предыдущих типов. Характеризуются д4остаточно высокой степенью управляемости, в отличие от самоорганизующегося тренинга, и более высокой гибкостью и чувствительностью к уникальности складывающейся ситуации, чем процедурный тренинг. Они позволяют подбирать наиболее эффективные упражнения и процессы организации группового взаимодействия, направленные на достижение поставленной цели в конкретной ситуации. Предъявляют высокие требования к тренеру, поскольку он обязан быть хорошим диагностом и должен сочетать фасилитаторские способности со способностью жёсткого управления, уметь гибко переключаться с одного типа действия на другой. Образ КОНСТРУКТОР.
В последнее время всё более востребованными, особенно при проведении бизнес-тренингов, управленческих тренингов, становятся реальные инновационные тренинги, в которых обучение сочетается с анализом реально существующих проблем компании. При таком обучении помимо освоения теоретического материала, особенно эффективно усваиваемого в силу очевидности его применимости, участники получают в результате решение актуальной управленческой задачи. Отличие такого тренинга от обычного, направленного на усвоение известного, состоит в ярко выраженном инновационном характере, непосредственно влияющим на результативность всей деятельности. В таком тренинге не возникнет вопроса, а куда девать полученные знания. Этот тип тренингов оптимальным образом сочетает теоретические знания и применимость их на практике, вплоть до получения в результате тренинга проектных предложений по совершенствованию реально существующей деятельности.