Вестернизированные люди: футурология и идеи модернизации
6 Вопрос, когда именно в советском руководстве возникла идея широкого использования специалистов-экспертов по частным идеологическим вопросам, нуждается в дальнейшем изучении. По-видимому, это произошло в конце 1950-х годов. Во второй половине 1960-х среди таких экспертов появились такие относительно вестернизированные люди, сторонники модернизации КПСС, как Федор Бурлацкий и Александр Бовин62, ставшие фактически первыми советскими политологами. Особенно интересна здесь фигура Георгия Шахназарова (1924—2001) — сотрудника отдела ЦК КПСС по связям с социалистическими странами, политолога, футуролога и автора многочисленных фантастических литературных произведений, публиковавшегося под псевдонимом Георгий Шах. Шахназаров был своего рода главным официальным футурологом СССР: он опубликовал монументальные труды “Социализм и будущее” и “Социалистическая судьба человечества”.
После того, как диссидентское движение в начале 1980-х было полностью вытеснено в подполье (что было эквивалентно его разгрому, так как первоначально это движение, при всем разномыслии его участников, возникло как публичное), а ощущение глубокого кризиса советского режима усилилось, желание давать советы властям получило дополнительный импульс. Появились авторы, которые полагали, что советский политический строй можно постепенно реформировать благодаря прямому и глубоко законспирированному диалогу с властью, то есть, направляя записки с проектами разнообразных реформ в Политбюро ЦК и в ЦК КПСС. Таких людей было немного, но их умонастроения были чрезвычайно характерны для той эпохи.
Наиболее концептуальный смысл придал составлению записок “наверх” математик-программист Сергей Чернышев (р. 1952), в 1980 году получивший приглашение стать научным консультантом Комитета молодежных организаций СССР. В 1983—1987 годах в соавторстве со своими коллегами В. Аксеновым и В. Криворотовым, Чернышев подготовил серию писем-трактатов, отправленных руководителям КПСС и СССР и “содержавших, наряду с остро критическим анализом положения страны, предложения по концептуальному обеспечению необходимых реформ”63. Проекты консультантов-соавторов, написанные с использованием советской философской риторики, касались не столько либерализации советского строя, сколько изменения его целей при сохранении сущности — в частности, изменения международной политики и включения в кругозор государственных элит психологической и педагогической проблематики как способа проектирования нового типа человека. Очевидно, соавторы совсем не были уверены в успехе своих идей и в одном из обращений мрачно замечали: “Мы полностью отдаем себе отчет, что всякая новая идея — даже при условии ее абстрактной истинности — может быть присвоена и усвоена партией только во вполне определенной конкретно-исторической форме. Нынешняя форма предлагаемых идей (включая нас самих как часть этой формы) для такой цели непригодна”64. В 1989 году Чернышев, Аксенов и Криворотов издали свои послания отдельной книгой под названием “После коммунизма”, придумав фигуру некоего “Сократа Платонова” — якобы жившего в 1949—1986 годах консультанта советского руководства. Но еще раньше, в 1987 году, Чернышев стал первым руководителем института “Открытое общество”, основанного в СССР Джорджем Соросом. В его биографии этот поступок объяснен так:
Это были годы напряженной и небезопасной “прогрессорской” деятельности в духе Стругацких: непрекращающегося диалога-интриги с двумя десятками наиболее “прогрессивных” представителей верхушки тогдашней политической элиты, отчаянных усилий помочь формированию ядра субъекта назревших реформ и его теоретическому оснащению. Но к 1986 году, еще до момента выхода (сразу по трем независимым направлениям) на самый верхний уровень пирамиды власти, стали очевидными концептуальная и духовная пустота этой власти и утопизм попыток инспирировать конструктивные реформы сверху. Было решено “идти другим путем”, точнее — несколькими путями сразу65.
- О «будущем» в СССР: монополия власти.
- «Будущее» в советской фантастической литературе
- Эпоха «застоя»: борьба за «будущее» в искусстве и неофициальной публицистике.
- Семинары Г.П. Щедровицкого – как мессианское пространство и реформаторский пафос преобразования действительности и конструирование «будущего».
- «Будущее» в контексте идеологии прогрессорства
- Вестернизированные люди: футурология и идеи модернизации
- Применение деятельностного подхода к обществу: «гуманитарные технологи” и “концептуальная элита”
- «Будущее» в контексте идеологии социального проектирования и конструирования
- Библиография
Опубликовано в журнале: НЛО» 2007, №88
_____________
Для философствующих конфликтологов
Конфлитология и конфликты